В Южном Федеральном университете прошёл круглый стол на тему «Перспективы развития междисциплинарных социально-экономических исследований».
Члены РАН и профессоры вузов юга России обсудили роль междисциплинарных социально-экономических исследований в развитии науки.
С каждым годом министерство образования РФ увеличивает запросы на междисциплинарные социально-экономические исследования, что способствует развитию точных и гуманитарных наук.
– Сегодня междисциплинарность неразрывно связана с новыми учебными курсами в нашем университете. Если раньше изучали отдельно взятый предмет, то теперь происходит обобщение и познание предмета в целом. Это не вызов, а требование времени. За последние 2 года было выделено 250 миллионов рублей на гранты для междисциплинарных исследований, – рассказала ректор ЮФУ Марина Боровская.
Почему сегодня междисциплинарность важна для научных исследований? По словам члена корреспондента РАН Георгия Клейнера, междисциплинарность – это свобода, путь к целостности социально-экономической науки. Она способствует выходу на новые дисциплины. Тогда как быть с дисциплинарностью, с определёнными нормами и правилами?
Большинство участников дискуссии сошлись на том, что необходим порядок и в то же время свобода, потому как, загоняя себя в рамки, мы лишаемся возможности открыть новые интерпретации. Клейнер, в свою очередь, заявил, что студенты обязаны изучать все дисциплины, в независимости от предпочтений, так как это поможет им в будущем стать качественными исследователями междисциплинарных социально-экономических наук.
Качество подобных исследований зависит от идеологии в государстве, а главным фактором, предопределяющим идеологию, является менталитет. Член-корреспондент РАН Дмитрий Ушаков показал на примере коррупции, что те правила, которые работают в России, в другой стране могут не работать:
– В России, если профессор даёт свою статью на проверку комиссии экспертов, в которой у него есть «свой» человек, это может считаться коррупцией. В США дела обстоят иначе. Понятие коррупции в США связано только с деньгами.
По итогам круглого стола было составлены практические рекомендации по развитию междисциплинарных исследований. Господин Клейнер отметил, что Министерство образования должно более активно поддерживать социально-экономические исследования. Также было выработано предложение совместно составить меморандум с описанием проблем и тенденций развития междисциплинарных исследований. Марина Боровская пообещала в будущем рассмотреть предложение Георгия Клейнера.
© Светлана КАБАК