В статье «О наших экономических задачах» Владимир Путин подчеркнул особую роль университетов в деле развития инновационного характера отечественной экономики. Комментирует чл.-корр. РАН, завкафедрой «Системный анализ в экономике» Финансового университета при правительстве РФ Георгий КЛЕЙНЕР.
– «Восстановление инновационного характера нашей экономики надо начинать с университетов – и как центров фундаментальной науки, и как кадровой основы инновационного развития». Готов подписаться под этими словами Владимира Путина из его статьи «О наших экономических задачах», опубликованной сегодня в газете «Ведомости». Действительно, вклад страны в мировую экономику, мировое развитие определяется не столько показателями ВВП на душу населения, сколько университетами. Образование – основа успешности развития государства. Что мы знаем о ВВП на душу населения в Древнем Египте и Древней Греции или у шумеров? Зато известны достижения науки, культуры этих цивилизаций. Поэтому ориентация на университеты как основу культурного развития страны не имеет альтернативы.
Университеты должны играть одну из первых ролей в инновационном развитии. Но это станет возможным, если сами они подвергнутся серьёзной перестройке. Сейчас даже ведущие университеты не могут рассчитывать на существенное усиление их роли без важных изменений в структуре, функциях, без реорганизации всего учебно-научного процесса. К сожалению, нормативы нагрузки преподавателей таковы, что на научную работу у них не остаётся ни времени, ни душевных сил, ни заинтересованности. Но недостаточно только увеличить финансирование образования, следует перестроить всю внутреннюю систему нормативов тех, кто обучает молодое поколение, – от нагрузки до зарплаты. Попробуем сравнить нашу ситуацию с той, которая имеет место в известнейших университетах мира. Если американский профессор занят в неделю со студентами 2–4 часа, а остальное время уделяет научной работе, то у нас пропорции совершенно противоположные.
В этом смысле ситуация в Российской академии наук отличается в выгодную сторону, потому что основная часть рабочего времени сотрудников расходуется на научную деятельность. РАН и вузы должны объединить свои усилия, чтобы усилить приток исследовательских, креативных кадров и способствовать развитию науки в университетах и высших учебных заведениях. Но чтобы осуществить это, надо повысить престиж научной работы. Сегодня зарплата профессора несопоставима со средней зарплатой выпускника вуза – где бы он ни работал. Сужу об этом по тому, сколько получают мои бывшие студенты из МГУ, Финансового университета при правительстве РФ, Государственного университета управления, других университетов. Значительно больше, чем профессора.
А между тем молодых людей – самых способных, самых энергичных из них – необходимо оставлять, как говорилось в дореволюционной России, «при университете». Эти места должны быть конкурентоспособными – с точки зрения зарплаты, престижа и перспектив.
Что способно помочь развитию инновационной деятельности университетов, вузов? Прежде всего, очень важным является сотрудничество с Российской академией наук. Следует расширить практику привлечения наиболее видных учёных РАН к научному руководству подразделениями университетов – факультетами, институтами, лабораториями и т. д. Некоторое время назад стартовала программа выполнения совместных работ российскими вузами и крупнейшими зарубежными учёными. Она уже дала определённые результаты. Не помешает запустить подобные программы, в которых место иностранцев займут российские учёные, которые сотрудничают с теми или иными отечественными высшими учебными заведениями.
Опубликовано в ежедневной электронной газете Файл-РФ