Одним из уроков «переходного» 15-летия 1990-2004 годов в России стало коренное изменение отношения политиков, хозяйственных руководителей и ученых к системе социально-экономических институтов как важнейшей составной части социально-экономической системы страны. В начале трансформационного периода считалось, что стоит изменить, а точнее, — разрушить базовые институциональные конструкции централизованного управления экономикой, которые, по общему мнению, сдерживали естественные силы экономического развития, что достаточно, так сказать, «распеленать младенца», снять все административные препоны, — и свободное развитие товаропроизводителей, не сдерживаемых ни госплановско-госснабовской системой фондированного распределения продукции, ни министерско-обкомовскими указаниями что и как производить, ни госкомтрудовскими путами на оплату работников, ни партийно-идеологическим руководством, и все это очень скоро поставит нашу экономику в ряд экономик процветающих стран мира. Все перечисленные институты — госкомитеты, министерства, партийные структуры — однозначно представлялись реальными «административными барьерами», препятствующими экономическому развитию. Задача реформаторов казалась подобной работе скульптора, под руками которого скульптура возникает из мраморной глыбы после отсечения » лишних» его кусков — в данном случае после либерализации поведения предприятий, ограничения централизованного вмешательства в экономику. Доминировала идея своеобразной презумпции рыночных производительных сил над институциональными отношениями.