Реализация товарной продукции – лишь часть многообразного взаимодействия предприятия с внешним миром. Предприятие производит и передает во внешний мир (а также получает из внешнего мира) значительный ассортимент благ, не включаемых в товарную продукцию и не подлежащих непосредственной оплате потребителем. Часть этих благ можно рассматривать как сопутствующие по отношению к товарам; другая сопутствует деятельности предприятия в целом; третья возникает как следствие наличия границы между предприятием и рынком. В итоге образуется широкая сфера производства (создания) и обращения некоммерческих благ. В каком соотношении она должна находиться с коммерческой сферой? Должны ли отражаться объем, структура и качество некоммерческих благ в целевых показателях предприятия? Каковы исторические тенденции динамики соотношения между коммерческими и некоммерческими благами, и каким может быть состав регуляторных мер, обеспечивающих движение к рациональному соотношению между данными сферами?
В данной статье мы рассматриваем эти вопросы и приходим к выводу о необходимости углубления внимания к некоммерческой сфере деятельности предприятия, устранения перекосов в соотношении коммерческой и некоммерческой составляющих микроэкономики как в экономической теории и политике, так и в управлении деятельностью хозяйствующих субъектов. Это относится также к сфере мезо- и макроэкономики и в целом ставит вопрос об общенациональной программе сокращения роли коммерческих показателей на всех уровнях экономики.
Иными словами, речь идет о процессе декоммерциализации экономики. Такой процесс можно рассматривать как своего рода реакцию на процесс коммерциализации в экономике, активно разворачивавшийся в 1990-х гг. и в начале 2000-х гг. и продолжающий захватывать в России все новые рубежи в науке, искусстве, спорте. Задача состоит не в том, чтобы минимизировать коммерческую часть экономики, но в том, чтобы обуздать гиперкоммерциализацию экономики и сформировать принципы управления соотношением между коммерческой и некоммерческой составляющими экономики. Мы показываем, что на смену периоду коммерциализации 1990-х – 2000-х гг. и периоду декоммерциализации 2020-х гг. должен прийти период посткоммерциализации – этап достижения и поддержания динамического равновесия между коммерческой и некоммерческой составляющими. Определяются также основные элементы возможной теоретической базы разработки экономической политики в периоды декоммерциализации и посткоммерциализации экономики России.