Яндекс.Метрика (function (d, w, c) { (w[c] = w[c] || []).push(function() { try { w.yaCounter30204589 = new Ya.Metrika({ id:30204589, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); } catch(e) { } }); var n = d.getElementsByTagName("script")[0], s = d.createElement("script"), f = function () { n.parentNode.insertBefore(s, n); }; s.type = "text/javascript"; s.async = true; s.src = "https://mc.yandex.ru/metrika/watch.js"; if (w.opera == "[object Opera]") { d.addEventListener("DOMContentLoaded", f, false); } else { f(); } })(document, window, "yandex_metrika_callbacks");
Клейнер Г.Б.
Вопросы политической экономии. 2021. № 3. С. 23-36.
Год издания: 2021

Реализация товарной продукции – лишь часть многообразного взаимодействия предприятия с внешним миром. Предприятие производит и передает во внешний мир (а также получает из внешнего мира) значительный ассортимент благ, не включаемых в товарную продукцию и не подлежащих непосредственной оплате потребителем. Часть этих благ можно рассматривать как сопутствующие по отношению к товарам; другая сопутствует деятельности предприятия в целом; третья возникает как следствие наличия границы между предприятием и рынком. В итоге образуется широкая сфера производства (создания) и обращения некоммерческих благ. В каком соотношении она должна находиться с коммерческой сферой? Должны ли отражаться объем, структура и качество некоммерческих благ в целевых показателях предприятия? Каковы исторические тенденции динамики соотношения между коммерческими и некоммерческими благами, и каким может быть состав регуляторных мер, обеспечивающих движение к рациональному соотношению между данными сферами?

В данной статье мы рассматриваем эти вопросы и приходим к выводу о необходимости углубления внимания к некоммерческой сфере деятельности предприятия, устранения перекосов в соотношении коммерческой и некоммерческой составляющих микроэкономики как в экономической теории и политике, так и в управлении деятельностью хозяйствующих субъектов. Это относится также к сфере мезо- и макроэкономики и в целом ставит вопрос об общенациональной программе сокращения роли коммерческих показателей на всех уровнях экономики.

Иными словами, речь идет о процессе декоммерциализации экономики. Такой процесс можно рассматривать как своего рода реакцию на процесс коммерциализации в экономике, активно разворачивавшийся в 1990-х гг. и в начале 2000-х гг. и продолжающий захватывать в России все новые рубежи в науке, искусстве, спорте. Задача состоит не в том, чтобы минимизировать коммерческую часть экономики, но в том, чтобы обуздать гиперкоммерциализацию экономики и сформировать принципы управления соотношением между коммерческой и некоммерческой составляющими экономики. Мы показываем, что на смену периоду коммерциализации 1990-х – 2000-х гг. и периоду декоммерциализации 2020-х гг. должен прийти период посткоммерциализации – этап достижения и поддержания динамического равновесия между коммерческой и некоммерческой составляющими. Определяются также основные элементы возможной теоретической базы разработки экономической политики в периоды декоммерциализации и посткоммерциализации экономики России.