Лист

Ивановская область давно известна как регион с высоким уровнем образования жителей и развитой сферой научных исследований. Доказательств тому можно привести много, но я хочу остановиться на деятельности близкой мне лично ивановской математической школы.

 

За этой школой стоит много. С одной стороны — плеяда крупнейших российских математиков, работавших в тот или иной период в Иванове (А.И.Мальцев, А.Я.Хинчин, Д.С.Меньшов и др.), Благодаря деятельности и авторитету которых в ивановских вузах, и прежде всего в ИвГУ, сейчас работают замечательные математики – «духовные внуки и правнуки корифеев». С другой стороны — в Ивановском государственном пединституте была создана одна из первых в России математических школ для старшеклассников, организованная профессором С.В.Смирновым. Выпускники этой школы, победители областных олимпиад, стали известными учеными.

 

Семь вузов, работавших в Иванове с 1970-х годов, обеспечивали интеллектуальный потенциал одного из наиболее «образованных» городов страны. К сожалению, этот уникальный потенциал остается невостребованным, выпускники, даже самые талантливые, не могут найти в городе работу по специальности. Хорошо известно, однако, что если вслед за специалистами сразу идет респециализация, то это, как правило, приводит к деспециализации, потере квалификации.

 

В последнее время этот процесс затронул не только выпускников, но и преподавателей вузов. Сокращение (лицемерно называемое «оптимизацией») количества профессорско-преподавательского состава, числа самостоятельных кафедр, вузов, перевод преподавателей на неполную занятость – все эти явления превращаются в мощный процесс снижения научно-образовательного уровня области и страны в целом.

 

Мне приходится бывать в вузах разных городов страны, сотрудничать и встречаться на конференциях с большим количеством российских ученых и преподавателей. Как профессор ряда московских вузов, как вице-президент Международного фонда экономических исследований имени академика Н.П.Федоренко, который проводит конкурсы грантов и поощрительных стипендий для студентов и аспирантов, выполняющих экономические исследования я общаюсь с широкой студенческой аудиторией. По моему мнению, в экспертно-образовательном сообществе формируются вполне определенные негативные протестные настроения, отражающие растущую изоляцию профессоров и преподавателей учебных заведений от общественной жизни, процессов подготовки, экспертизы и принятия стратегических государственных и региональных решений.

 

Широкий кругозор, самостоятельность мышления, знание особенностей исторического процесса в России и в других странах оказываются ненужными, а то и вредными для начальствующих чиновников как государственного, так и частного секторов. Это вызывает разочарование, протесты и естественным образом транслируется в студенческую среду. Там эти настроения преобразуются в цинизм и общественное безразличие. После окончания вуза в офисах разнообразных посреднических контор, где в отсутствии реальных профессиональных союзов расцветают феодальные, а порой и рабовладельческие отношения, эти умонастроения приобретают хроническую латентную форму и формируют пассивное и/или антисоциальное поведение молодых людей.

 

Такая картина неплохо согласуется с особенностями нынешней сырьевой экономики России и абсолютно несовместима с духом модернизации, творчества инновации, который должен стать основой экономики России будущей.

 

Что касается использования обществом потенциала ученых, то именно экспертно-образовательное сообщество должно стать «агентом модернизации» российского общества. Это обусловлено следующими причинами.

 

Первая связана с характером профессиональной деятельности ученых. Это люди, профессионально и систематически занимающиеся созданием и распространением новых знаний, инноваций. Они «кожей» ощущают признаки новизны, как никто осознают грань между сферой инноваций и пространством рутин, понимают особенности взаимодействия рутин и инноваций.

 

Только ученые способны обеспечить системный подход к развитию экономики, в частности, соблюсти пропорции между модернизационными и консервационными процессами. Замечу кстати, что несоблюдение этих пропорций – одна из непреходящих бед России. В процессе модернизации («эпоха перемен») у нас обычно напрочь сметается все ценное, наработанное в предшествующих периодах, а в процессах консервации («застой») замораживается все новое, свежее, нестандартное, что могло бы стать предметом интеллектуального и технологического прорыва.

 

Отсутствие меры, стратегического подхода, системного подхода оказывается несовместимым с эволюционным прогрессивным движением экономики и общества, что и приводит к «возвратно-поступательному» стилю, раздирающему страну.

 

Вторая причина, объясняющая ведущую роль науки и образования в модернизации, состоит в том, что оба этих процесса относятся к «кумулятивным» видам деятельности, необходимое условие которого – эволюция. Если вы в своей статье, книге, диссертации не проследите связи ее содержания с предшествующим ходом развития данного направления, считайте, сто они оказались вне научной сферы. То же самое свойственно и образовательному процессу.

 

Третья причина заключается в том, что именно исследователи и профессура могут и должны удерживать общество от крайних решений, рискованных и непродуманных шагов, от реализации кажущихся простыми, а на самом деле опасных решений, дающих мнимый или кратковременный успех, готовый обернуться поражением.

 

Опубликовано в региональном аналитическом портале «Напротив»

  Последние сообщения

30 июня 2017 года

Экономика полупроцентного роста

Станет ли июль началом долгожданного лета и социально-экономического подъёма?   Премьер-министр Дмитрий Медведев заявил: предварительные данные Росстата свидетельствуют о том, […]

1 июня 2017 года

Экономика в 3D-измерении

Стратегия развития должна охватывать три уровня: макро, мезо и микро     Подходит к концу период разработки «Стратегии-2025» (в некоторых […]

27 марта 2017 года

На высоте принижения

Прошлый понедельник, 20 марта, стал черным днем в истории Российской академии наук: серьезная организация с многовековой историей за считанные минуты […]

20 марта 2017 года

Профессии будущего, которым стоит учиться сегодня

На базе ОЭЗ «Дубна» состоялся Форум «Профессии Будущего». О том, как спланировать успешную карьеру, о перспективных специальностях говорили   ведущие экономисты, […]

14 декабря 2016 года

Вместо здравого смысла – системный анализ

Цифровая экономика пока не заменила прежнюю, аналоговую   На базе Финансового университета при правительстве РФ прошла IV международная научно-практическая конференция […]

29 сентября 2016 года

Экономику — в парламент!

Россий­ские регионы представлены в Совете Федерации, верх­ней палате парламента. Граждане отправили своих представителей в Госдуму, в нижнюю палату. А экономические […]

26 сентября 2016 года

Конструирование будущего – задача настоящего

Лишь наука обладает возможностями и внутренней мотивацией для разработки общенациональной стратегии развития     Конструирование будущего – это не просто […]

27 августа 2016 года

Источник силы

Чтобы понять, в чём корень проблем нашей экономики, нужно обратиться к источнику её роста — к предприятиям. Ведь экономика, как […]

20 января 2016 года

Промышленный форум: народным предприятиям — быть!

На Промышленном форуме «Народные предприятия и развитие коллективных форм хозяйствования» обсуждали, что мешает созданию предприятий, принадлежащих работникам. В США и […]

1 декабря 2015 года

Надо любой ценой предотвратить ликвидацию предприятий

Надо, в конце концов, решить – по какому пути развиваться экономике России. Решить – и начать по этому пути двигаться. […]